Промышленность Германии в кризисе: рассказывает белорус, который живёт там 20 лет


Немецкий автопром — не только бренд, но и важнейший столп экономики Германии. Она обеспечивает 19% от всей промышленности и ещё 1,5 млн рабочих мест (и ещё множество — косвенно).

Из-за ограничений со стороны ЕС и конкуренции с китайскими электрокарами этот гигант испытывает серьёзные трудности.

Разбираюсь, насколько плоха ситуация в немецкой экономике и что можно сделать, чтобы она улучшилась. 


Кто пишет: Алексей Власов, он же Немецкий гастарбайтер. Живёт в Германии 20 лет, веду свой ТГ-канал о немецких буднях и помогает людям найти своих менторов на немецкоязычной платформе в LinkedIn. 

Хотите стать автором dev.by? Пишите в телеграм, это безопасно. 


Падает конкурентоспособность

Вот несколько свежих цифр: 

  • Совокупный оборот всех промышленных предприятий страны снизился в 2024 году почти на 4% или на 83,6 миллиарда евро. 
  • Хуже всего дела обстояли в трудоёмких областях, в которых занято больше всего работников: -5% оборота в автоиндустрии, -5,1% в металлургической промышленности, -7,5% в электротехнике.
  • Количество работников к концу второго квартала 2024 года составляло -0,4% по сравнению с тем же периодом в прошлом году, а к концу года -1,2%.
  • Крупный поставщик для автоиндустрии, ZF, уменьшает количество рабочих мест на 14 тысяч или на 25%. Bosch становится меньше на 12,5 тысячи рабочих мест, Thyssen-Krupp (сталь) на 5.000, VW на 35 тысяч до 2030 года. В статистике эти колебания станут видны лишь в следующие 3-5 лет.
  • Главный немецкий биржевой индекс DAX растёт как на дрожжах — но в основном потому, что фирмы-участницы индекса делают почти 80% оборота за рубежом.

При этом совокупный мировой спрос остаётся стабильным. Но чтобы сохранить конкурентоспособность, немецкие предприятия всё чаще и чаще производят и продают сразу за пределами Германии. В доказательство — немецкий бизнес за последние годы инвестировал за границей 1,8 трлн евро. 

При этом иностранный бизнес в Германию не спешит. В 2023 году он вложил жалкие 18 млрд евро, в 2024 — скромные 35 млрд евро. Это не просто падение, это ярко выраженный вотум недоверия.

Так, например, фирма Daimler (компания, которая производит Mercedes и Maibach) заявила, что планирует ограничить немецкие мощности на относительно невысоком уровне в 300 тысяч автомобилей в год. Но при этом удвоят своё производство в других странах. Например, в Венгрии, где затраты на сопоставимую единицу продукции на 70% ниже.

BASF следует примеру Daimler и точно так же урезает мощности в Германии, уходя в Китай и США. Свой шаг они объясняют заоблачными ценами на электроэнергию.

Это не новая информация — Германия давно инвестировала в заграничные фабрики. Но обычно эта тенденция уравновешивалась высокими инвестициями заграничного бизнеса в Германии. Сейчас же ситуация обратная. 

Почему так происходит? 

Кто-то винит в этом зелёную повестку: автопрому сказали, что к 2035 году запретят двигатель внутреннего сгорания. Но при этом из-за отсутствия денег в казне отменили премию за покупку электромобилей. Из-за этого целые заводы по производству электрокаров стали не нужны.  

Кто-то говорит, что в стране слишком мощная бюрократия и жёсткие нормы, каждый год становящиеся всё более жёсткими. И это касается не только промышленности. Например, строительство квадратного метра в Германии обходится дороже всего во всей Европе, хотя, скажем, стоимость рабочего часа «лишь» на 6 месте. 

Кто-то винит правительство в отказе от дешёвого российского газа. Хотя в прошлом году цены на электроэнергию для предприятий вернулись на довоенный уровень.

Главный шок в том, что сразу десяток огромных работодателей впервые за десятилетия открыто заговорили, что они готовы перенести десятки тысяч рабочих мест из Германии. Что на фоне всей статистики по потокам капитала немножечко пугает.

Есть ли свет в конце тоннеля для немецкого автопрома? 

После перевыборов Урсулы фон дер Ляйен на пост председателя Европейской комиссии и выборов Фридриха Мерца на роль наиболее вероятного канцлера Германии в европейской политике произошли очередные подвижки. 

Европейская комиссия решила смягчить требования к автопроизводителям. Вместо ежегодного выполнения норм по выбросам CO₂ в 2025, 2026 и 2027 годах, компаниям разрешат учитывать их в общем трёхлетнем периоде. Это значит, что штрафа за один год можно избежать, если компенсировать разницу в течение трёх лет. Таким образом, автоконцерны получат больше времени, чтобы адаптироваться.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на встрече с индустрией подчеркнула, что цели по экологии остаются в силе, но бизнесу нужен реалистичный подход. Компании, которые уже вложились в снижение выбросов, не должны оказаться в худшем положении, чем конкуренты, которые тянули до последнего.

Для автопрома это хорошая новость. По оценкам, штрафы могли достигать 16 миллиардов евро, а Volkswagen уже отложил 1,5 миллиарда еврона уплату штрафов в этом году. Теперь у компаний есть шанс избежать этих потерь. Немецкие концерны, как BMW, Mercedes и VW, тут же отреагировали ростом акций, а индекс DAX впервые пробил отметку в 23 тысяч пунктов.

Возможно в Европе начали понимать: избыточное регулирование душит бизнес. Если даже это только первые шаги, но уже заметный поворот в сторону более реалистичной политики.

Как улучшить ситуацию? 

Деньги в стране есть. Но их не хотят инвестировать внутри Германии. Основная причина? Бюрократический ад и налоги. Поэтому иностранные инвесторы даже не пытаются рисковать. Если даже сами немцы боятся связываться с бюрократией и налогами, то зачем это делать тем, кто не говорит по-немецки?

Германии нужно менять бизнес-климат. Раздавать денег можно сколько угодно — без смены системы это ничего не принесёт. При всей моей любви к Германии: структурных реформ пока не пообещала ни одна политическая партия. 

Новое правительство вместо реформ планирует раздавать деньги (причём в долг). 

Надежда должна быть всегда. Но я на данный момент не вижу предпосылок к тому, чтобы иностранные инвесторы вдруг сменили гнев на милость: количество законов, требований и норм как росло, так и растёт. Молодые и образованные специалисты покидают Германию со скоростью около 200 тысяч человек в год. А для оставшихся пожилых местные профсоюзы требуют всё меньше рабочего времени с полным сохранением зарплаты.

Ну если не считать полутриллиона евро долгов, которые останутся нам с вами, после того как политики умоют руки и удалятся на пенсию, писать детские книги во Фленсбурге, как это обещает сделать теперешний министр экономики Германии, литературовед и философ по образованию.

Мнение автора может не отражать позицию редакции.  

Что ещё почитать про Германию





Ссылка на источник